Картинная галерея. Храм неба. Зоопарк

Картинная галерея

Пресытившись бесцельными блужданиями по улочкам Пекина, я решил поменять тактику знакомства с городом.

Чтобы по возвращении не выглядеть безнадёжным провинциалом — был в Китае и даже не посетил Великую стену (за это надо было платить порядка 2,5 тысяч рублей и ехать куда-то за город), решил отметиться посещением хоть каких-нибудь достопримечательностей. В клинике милая и отзывчивая переводчица Лиша порекомендовала посетить несколько мест – выписала их названия мне на бумажку.

Первый мой поход был в картинную галерею, которая располагалась ближе всего к моей гостинице. Там была выставка современного искусства – картины китайских художников.

Мне кажется, что в начале 20-го века в душах людей произошёл мощный качественный сдвиг, видимым проявлением которого стала и первая мировая война и октябрьский переворот в России, а в искусстве всех стран расцвёл примитивизм (в обычном значении этого слова — не знаю как данный термин трактуют искусствоведы).

Любоваться подавляющим большинством произведений искусства 20-го века художников любых стран — невозможно. В качестве книжных иллюстраций они бы вполне подошли, но сами по себе, отдельно, в рамках, на стенах, они не подходят даже в качестве обоев.

Моему взору предстали уже забытые мотивы социалистического реализма: вождь и массы, героическая борьба с какими-то врагами, ударный труд народа и прочее... В итоге – сонное разочарование.

kalligrafiya

Отдельный вид искусства в Китае – каллиграфия. Для китайцев она видимо весьма ценна, но для европейского восприятия её смысл равнозначен граффити на заборах.

Храма Неба

Вторым объектом, который я посетил, был Храма Неба. Вот что про него пишут в путеводителях: «Храм Неба — единственный храм круглой формы в столице, жемчужина архитектуры династии Мин. Храм Неба был построен 1420г., при династиях Мин и Цин служил местом, где императоры совершали церемонии жертвоприношений небу и молебны о хорошем урожае. Сегодня здесь разбит городской парк. Площадь храмового и паркового комплексов – 267 га».

Казалось бы — древний памятник архитектуры, спроектированный и сделанный не какими-то выскочками ради заработка, а зодчими седой древности, одно это уже должно было привести меня в благоговейный трепет. Но, к сожалению, этот величественный памятник архитектуры, ничего, кроме скуки во мне не вызвал.

Большой парк мог бы сыграть роль прекрасного ботанического сада. Вместо этого почти всё засажено кипарисами. На какую бы тропинку не свернул, везде всё одинаково. Такое однообразие, в сочетании с жарой под 40 градусов, вызвало не только скуку, а даже лёгкое раздражение.

Постройки также не всколыхнули во мне каких-либо эмоций, не вызвали в душе отклика. Видимо, для того, чтобы проникнуться величием и значимостью всего увиденного, прежде надо было изучить курс истории Китая хотя бы на уровне средней школы, почитать китайскую художественную и философскую литературу, познакомиться с традиционной китайской живописью, музыкой. И только потом, не торопясь, внутренне сосредоточившись на значимости момента, вступить в пределы Храма Неба. Вот тогда бы произошло гармоничное погружение в атмосферу культуры древнего Китая. Но поскольку подготовительный этап отсутствовал, соответственно и впечатления оказались поверхностные и пустые. Это всё равно, что зайти в китайский книжный магазин, не зная иероглифов — бесполезная трата времени.

Когда я ходил по дорожкам архитектурного ансамбля Храма Неба, во мне присутствовало смутное ощущение, что тысячи лет назад китайская культура знала что-то очень ценное, очень важное, то, чего человечеству катастрофически не хватает сегодня, она владела фрагментом Великой Истины.

Долго знала и долго владела, а к сегодняшнему дню как-то постепенно забыла.

В этом сакральном пространстве людям надо смиренно созерцать величие прошедших эпох, размышлять о смысле жизни. Вместо этого — праздно шатающиеся толпы галдят и едят, причмокивая, мороженое.

По моим ощущениям, как если бы я находился внутри циклопической скрипки или гитары: в огромных выставочных залах, на пространствах обширных парков и длинных аллей, по канонам их архитектоники, должно было бы звучать величественное, спокойное, могучее "Ом" или "Аум", торжественные органные фуги Баха и проникновенные речитативы "ДАО это всё и ничего", "Дао это жизнь и смерть", а я, внимая торжественному звучанию вечности, должен был бы эволюционировать — обогащаться духовно, восходить по Ступеням Эволюции.

Но в действительности от вселенских инструментов остались лишь пустые оболочки. Оборваны струны — не рождают они звуков просветляющих, устремляющих к движению вверх по Лестнице Эволюции. Вместо сакральных хоралов Истины эти пространства оглашаются гвалтом туристических толп. Копошатся они, как мигрирующие лемминги, спеша за сиюминутными впечатлениями.

ЗООПАРК

После неудачного столкновения с китайской архитектурой, и живописью решил я познакомиться с китайским зоопарком.

Когда-то в СМИ я слышал, что пекинский зоопарк это нечто выдающееся, огромное, впечатляющее...

И опять меня ждало разочарование. За два года до этого я побывал в зоопарке Владивостока. Он в сто раз меньше пекинского зоопарка, но удовольствие от него я получил в сто раз больше. Во владивостокском зоопарке животные находились от людей на расстоянии вытянутой руки, а в пекинском так близко можно было посмотреть только если вольер застеклён. А стёкла засалены руками, бликуют, поэтому животных видно плохо.

Зарешеченные вольеры были большой площади и животные уходили в дальние углы, прятались в свои укрытия и их не было видно или видно плохо. При таких условиях гораздо интереснее смотреть животных по телевизору.

В зоопарке оказалось всего два места, которые мне понравились. Первое, это прудик, густо заросший лотосами. Возле него почти не было людей и можно было сидя на скамейке спокойно полюбоваться на ровную гладь воды, в глубине которой мелькали стайки рыбок. Второе место — участок, где расположены здания администрации зоопарка. Там не было ни одного человека, стояли тишина и покой.

malchik

Когда я находился у вольера с четвероногим рогатым существом похожим на антилопу гну, со мной произошла незабываемая сценка. Я стоял у вольера, а в мою сторону, вдоль решётки медленно шёл мальчик лет пяти—восьми. Его внимание было приковано к антилопе. Когда между нами оставалось метра 3-4, мальчик оторвал взгляд от животного и повернул голову в мою сторону.

Дальше последовала совершенно неожиданная, ошеломляющая реакция. У него слегка подогнулись ноги, лицо исказилось гримасой ужаса. Он смотрел на меня секунды полторы, затем с диким криком бросился к матери, стоявшей от него метрах в 3-4-х. Схватился одной рукой за её юбку, а второй указывал на меня и выкрикивал какие-то слова. Было понятно, что он жутко напуган.

Произошла короткая немая сцена: я с интересом смотрел на ребёнка, а его мать недоуменно смотрела на меня. Она тут же расхохоталась. Я тоже засмеялся и пошёл дальше. Если бы была возможность поговорить, я бы непременно выяснил, что так испугало мальчика в моём облике.

Когда я рассказал об этом эпизоде в зоопарке переводчице в клинике, мне объяснили, что скорее всего этот испуганный мальчик приехал с родителями из глубинки и никогда не видел европейских лиц.